О музейной экспозиции
Музейная экспозиция МАОУ «ЛИТ» функционирует с 2010 года. И создана по инициативе директора, учителей, обучающихся.
ЦЕЛЬ: формированию у обучающихся чувства ответственности за сохранение исторической памяти России и культурных ценностей своего народа; развитию гуманных и нравственных черт личности, гражданско- патриотических качеств; расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов лицеистов.
ЗАДАЧИ:
- формирование у обучающихся национального самосознания;
- почитание подвигов Российского народа при защите Отечества, формирование у лицеистов гражданско-патриотических качеств;
- воспитание познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;
- бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- использование исторических материалов в системе воспитательной, образовательной работы лицея и во внеурочной деятельности;
- пополнение фонда: сбор, хранение и экспозиция материалов;
- углубление знаний по различным предметным областям (история, география, литература);
- сохранение традиций лицея.
К основным направлениям музея относятся: поисково-исследовательская деятельность, учет и хранение фондов, экспозиционная и учебно- просветительская деятельность. Важным направлением работы являются: проведение классных часов, уроков Мужества, встречи с интересными людьми города, участниками Великой Отечественной войны, локальных войн и детьми тыла.
Над созданием дизайна и выбора тематического наполнения стенда работала творческая группа обучающихся старших классов и учителей истории.
Эпиграфом к стенду решено было взять строки из стихотворения замечательного поэта и истинного гражданина России Владимира Высоцкого:
«Я не участвовал в войне,
Война участвует во мне».
Наряду с этим есть пространство для творческой инициативы обучающихся. Два раздела не имеют определенной тематической направленности, поэтому здесь ребята могут размещать информацию, которая вызывает наибольший интерес, рассказывать о тех фактах, которые произвели наибольшее впечатление. В целом все рубрики вместе – это органическое единство истории края, особенностей в его историческом развитии с историей страны в целом, а также со славными делами лицеистов.
К основным видам деятельности обучающихся относятся: организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний); сбор информации о военных и исторических событиях и ветеранах Великой Отечественной войны и локальных конфликтов; поисковая работа; проектная деятельность и организационно-массовая работа.
Музейная экспозиция размещается в коридоре третьего этажа лицея. Стенд, на котором она размещена, изготовлен из оргстекла, панели с нанесением полноцветной печати. На стенде имеются карманы для размещения информации по следующим рубрикам: «Вехи истории», «Навеки в памяти оставшиеся», «События войны», «Эта память – наша совесть», «За край родной», «Стихи и песни вели в бой». При отсутствии вложенной информации стенд представляет собой единое изображение части территории России, на переднем плане которого с правой стороны находится изображение монумента И.Тоидзе «Родина-Мать зовет». Фотографии, размещенные с левой стороны стенда, выбраны не случайно. В известные исторические кадры времен Великой Отечественной войны вплетены фотографии учащихся лицея, членов отряда Почетного караула, несущих Вахту Памяти на Посту №1 у Вечного огня на площади Славы - некая времен связующая нить, память, запечатленная на пленке, слава и гордость передающаяся от старшего поколения их потомкам.
Документы и фотографии дедов и прадедов лицеистов, переданные ветеранами войны, участниками военных событий и локальных конфликтов лицею, копии личных документов и писем.
Чтобы сохранить память в преемственности поколений, гордость за героическое прошлое родной Земли, обучающимся нужны знаковые напоминания о прошедших исторических событиях, указания на символы героизма наших соотечественников, на биографии настоящих людей; краткая и яркая информация, которая надолго сохраниться в памяти. С этой целью в лицее была разработана и в данный момент активно поддерживается и пополняется музейная экспозиция патриотической направленности «Негасима память поколений». Уголок патриотического воспитания необходим в каждой школе. Ведь патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования и воспитания, так как детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Документы и фотографии дедов и прадедов лицеистов, переданные ветеранами войны, участниками военных событий и локальных конфликтов лицею, копии личных документов и писем.
Ежегодно учителя истории совместно с представителями ученического самоуправления Думы ЛИТа определяют тему, в рамках которой будет осуществляться работа по заполнению экспозиции. Происходит это в преддверии открытия месячника военно-патриотической работы. Тему, а соответственно и направление своей поисковой работы, т.н. папку с заданиями, обучающиеся получают во время проведения традиционной линейки, посвященной открытию месячника. Каждый класс осуществляет подборку материалов один раз в год.
Все мероприятия, связанные с празднованием 9 мая, каждый год переоформляются. Только наглядное представление может дать школьникам понять, что такое война. Творческая работа по созданию, наполнению картинками, плакатами, поиску информации для экспозиции, несомненно, оставляет в сердцах ребят вечную память о тех, кто на поле брани и в тылу отстоял мир для нашей страны.
Собран большой материал, посвященный Дням воинской славы России.
Переживая события прошлого, лицеисты пробуют выражать свои чувства в стихах. Благодаря тому, что на стенде есть рубрика «Стихи и песни вели в бой», обучающиеся имеют дополнительную возможность размещать здесь свои собственные поэтические произведения, а также исследовательские работы.
Со временем в лицее накопился богатый и разнообразный реферативный и научно-исследовательский материал, поисковые работы, творческие проекты страноведческого и краеведческого характера. В большинстве своем эти работы лицеистов становились победителями на всевозможных научно-практических конференциях, олимпиадах по истории России, освоения Дальнего Востока и Хабаровского края, викторинах и конкурсах (победители на городской краеведческой конференции «Судьбой мы связаны с тобой, столица Дальнего Востока», посвященной 150-летию города Хабаровска; победители окружного этапа городской интеллектуальной игры «Наследники Дальневосточной столицы»; победители городская краеведческая игра для уч-ся 5-7 классов «Никто не забыт, ничто не забыто»; 2 место в краевой литературно-краеведческой викторине «Сердце Дальнего Востока я в груди своей ношу»; 1 место в краевой конференции «Салют, победа!»; победители Краевой игры «Цветущий май, победный май»; победители Краевой викторины «И помнит мир спасенный»; 1,2,3 места в городской краеведческой конференции школьников «Сыны отважные России», посвященной 200-летию Н.Н.Муравьева-Амурского; победители международного интернет-конкурса «Страницы» семейной славы»).
Так одна из экспозиций была полностью заполнен авторскими работами лицеистов, победителей городского и краевого уровней, где с ними могли ознакомиться все желающие.
Традиционным и эффективным средством обучения и воспитания, одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей в системе образования является краеведение. Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания подростков о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
На стенде информация краеведческого характера занимает одно из ведущих мест в рубрике «За край родной». Исследование природных особенностей Дальнего Востока, изучение его истории и культуры, формирует в детях интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность. Есть подборка материалов о выдающихся деятелях и полководцах нашей России, а также первопроходцах, исследователей Дальневосточного края.
Обучающиеся могут на практике применить знания, полученные на уроках истории, русского языка, литературы, информатики. Возрастает интерес к школьным предметам. В процессе активной совместной деятельности взрослых и детей происходить воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, любви к родине, родному краю, их героическому прошлому, уважения к окружающим его людям.
Музейная экспозиция "Шаги истории"
Учетная карточка школьного музея (свидетельство № 25480)